Остров Малый Шантар
Третий по величине остров Шантарского архипелага. Расположен южнее Большого Шантара, их разделяет Северо-Восточный пролив шириной 8 км. От острова Беличий через пролив Опасный до него 3 км, от материка – 7 км через пролив Линдгольма.
Остров простирается с севера на юг и имеет форму рыбы. Самая северная точка острова — мыс Успения, самая южная — мыс Гайковского. Большая часть острова покрыта тайгой.
- Площадь - 112 кв.км.
- Длина береговой линии - 61,8 км
- Длина- 19,5 км.
- Наивысшая точка - 224 метра
- Ширина - 6 км
- Население - нет населения
В описаниях исследователя Крашенниникова и на старых картах остров пренебрежительно назывался Худой Шантар.
В описаниях исследователя Крашенниникова и на старых картах остров пренебрежительно назывался Худой Шантар. Поминаемые гиляки – устаревшее название нивхов, живших в то время и по берегам Охотского моря. Справедливости ради, их вина вовсе не так очевидна: Малый Шантар страдал от огня неоднократно, в том числе из-за деятельности многочисленных китобоев и промысловых компаний. Сегодня следов от ужасных пожаров почти не осталось, природа постаралась восстановить свои потери.
Рельеф острова Малый Шантар интересен. На острове есть озера, горные высоты, кекуры и заливы.
В центре острова почти вдоль меридиана проходит хребет Малый, названный так хабаровским ботаником А.П. Нечаевым. По сути, он является продолжением материкового горного хребта, и сложен из тех же горных пород. Высшая точка острова высотой 224 м расположена на севере. Его южная оконечность веерообразно разделяется на две части. Каждая часть когда-то была отдельным островом, но впоследствии они соединились поднявшимися из моря низкими болотистыми перешейками: по мнению геологов это подтверждение того, что формирование архипелага продолжается и по сей день.
Берега острова в большинстве своём обрывистые. Сильные местные течения здорово поработали над береговой линией: она здесь сильно изрезанная, много красивых мысов и кекуров, от которых отходят небольшие рифы. Самые известные из них: мыс Успения на севере, мыс Гайковского на юго-востоке, мыс Юго-западный и Северо-Восточный, а также Соленый и Горбатый в западной части. Между мысами в берег вдается достаточно много мелких уютных бухточек с галечными пляжами. Все они были бы идеальным местом для стоянки, если бы не отсутствие в некоторых из них пресной воды. Наиболее известные и удобные бухты, где часто останавливаются путешественники – Лагерная и Абрек.
Осенние штормовые волны выносят на берег груды плавника, который скапливается на верхнем урезе косы. Выбеленные останки деревьев переплетаются самым живописным образом, напоминая сложную деревянную скульптуру. Почти весь Малый Шантар покрыт лесами, чаще всего лиственничными. Вдоль западной стороны острова многие деревья полегли, их стволы прижаты к земле, а кроны вытянулись в одном направлении, как флаги.
Больших рек на Малом Шантаре нет, но много ручьев, берущих начало на горных склонах или в заболоченных низменностях. Население острова - медведи, лисы, тюлени, птицы.
Наиболее известен ключ Абрек, впадающий в одноименную бухту. На юге острова, на заболоченной низменности в районе перешейка, раскинулась большая марь, на которой разместилось более десятка крупных озер. Это настоящий болотный рай для водоплавающих пернатых: здесь постоянно живут лебединые пары, утки, гуси, цапли и кулики. Как во многих болотистых местах, в окрестностях просто невероятное количество морошки – буквально «желтые ковры».
На Малом Шантаре, в отличие от многих других островов архипелага, нет больших птичьих базаров: расплодившиеся медведи и лисы следят за ростом популяции пернатых. Зато много орланов, которые облюбовали местные кекуры и неприступные скалы – они живут рыбной ловлей и предпочитают селиться у береговой линии. Такое многообразие тем более удивительно, если учесть, что до революции природа Малого Шантара сильно пострадала от пожаров и хищнического браконьерства. Леса островов были полностью уничтожены, а зверь выбит. В настоящее время природа всех островов восстанавливается.
Бухта Абрек, находится в юго-восточной части острова Малый Шантар, между мысами Энегельма и Гайковского, и названа в честь клипера «Абрек», экипаж которого обследовал и картографировал бухту во время экспедиции 1855 года. Бухта очень красива, укрыта от северных ветров и удобна для корабельной стоянки и высадки на берег. При южных, юго-восточных и восточных ветрах в ней также не бывает сильного волнения. По этим причинам (а также из-за огромного количества китов в здешних водах) она активно использовалась китобоями и в 19 веке считалась центром китобойного промысла.
В бухте и ее окрестностях шикарная марь и много морошки: в особо урожайные годы вся земля будто желтым ковром покрыта огромным количеством ягод. Самая южная точка острова Малый Шантар. Мыс назван по фамилии поручика Корпуса флотских штурманов Михаила Ивановича Гайковского, в 1885 году на клипере «Абрек» участвовавшего в исследовательской экспедиции на Шантарские острова. Мыс Гайковского является оконечностью узкого возвышенного полуострова, выдающегося на юго-восток от южной части Малого Шантара.
Часть наблюдений – например, контроль облаков, состояние снежного и ледяного покрова в Шантарском море – автоматике не доверишь, так что этим по-прежнему занимаются живые люди. На метеостанции живут всего 2 человека, муж и жена, Валера и Марина Путовы. С приходом цивилизации на метео появился более менее сносный спутниковый интернет, Валера периодически выходит на связь рассказывая новости со своего острова. Девять месяцев в году Шантары объяты льдом. А сотрудники метеостанции не выезжают в отпуск по 2-3 года. Люди на Большом Шантаре появляются только в конце июля. Приезжают туристы и сотрудники национального парка, а уже в сентябре все уезжают, и снова наступает долгая зима. Время там течёт медленно, а пространство сжимается до стен метеостанции.
==============
Остров Беличий – четвертый по величине остров Шантарского архипелага. От материка он отделен проливом Линдгольма (около 4 км), от соседнего острова Малый Шантар – проливом Опасный (около 3,3 км).
Площадь - 70 кв.км
Длина береговой линии- 55,7 км
Длина - 23 км
Наивысшая точка- 453 метра
Ширина - 8 км
Население- нет населения
Первооткрывателем острова считается казак-землепроходец Василий Поярков. В 1644 году он с товарищами сплавился по Зее и Амуру, достигнув Амурского лимана. Весной 1645 года они продолжили плавание вдоль берегов Охотского моря от устья Амура на север. Отряд едва не погиб в Шантарском море: путешественники попали в шторм, и их речные плоскодонки выбросило на один из островов.
Здесь они переждали непогоду, починили лодки и к сентябрю дошли до устья реки Улья, где остановились в зимовье Москвитина. Отряд Пояркова первый в истории, кто пусть поверхностно, но описал Шантарские острова. В честь первопроходца назван единственный на Беличьем горный хребет.
Положение острова Беличий это продолжение материкового хребта.
Берега везде возвышены и большей частью скалисты. Склоны возвышенностей сглажены и покрыты густым лесом. Кое-где встречаются обширные поляны с тундровой растительностью. В центре острова расположен узкий и низкий перешеек шириной 1,5 км. Он соединяет две части Беличьего, бывшие когда-то двумя отдельными островами. В западной части есть небольшое солоноватое озеро, а в восточной – стоянка для туристов, оборудованная сотрудниками национального парка в устье ручья.
Ручьев на острове около десятка (рек нет совсем), самый большой (длиной около 3 км) носит гордое название Единственный. Он расположен на северо-восточной оконечности острова. Некоторые ручьи, падая в море с прибрежных скал, образуют небольшие водопады. Впрочем, побережье острова Беличий действительно уникально и очаровывает гостей своей суровой красотой. Особое внимание туристов привлекают две природные арки. Одна находится на мысе Северный, и в народе известна как Беличья арка – две ее скалистые вершины напоминают беличьи ушки. Вторая – на юго-востоке, напротив острова Средний. Рядом с ней в море падает небольшой, но очень живописный водопад.
К перешейку с двух сторон примыкают две малые бухты. По западному побережью высятся целые косы плавника, выброшенные на берег останки деревьев. Сюда их прибивают сильные местные течения и суровые октябрьские шторма, которыми славится Шантарское море. Морская вода отбеливает и полирует древесину, делая ее похожей на слоновью кость. Под воздействием стихии плавник переплетается в сложные, похожие на абстрактные скульптуры конструкции, разобрать которые на хворост для костра не так-то просто. Зато это идеальное топливо: сухой плавник горит как порох. Правда опытные люди при этом советуют беречь глаза от дыма, в котором оказывается полно морской соли: глаза от него сильно болят и слезятся.
Основные крупные обитатели острова - это медведи, птицы, лисы. Основные крупные обитатели острова Беличий это лисы и медведи. Пернатых тут не сильно много, так как их численность активно регулируют крупные хищники
На Беличьем много деревьев, высоких стройных елей и лиственниц. Можно подумать, что они растут здесь с начала времён, но это не так. Практически все малые острова, особенно близкие к материку, вроде Малого Шантара и Беличьего, сильно пострадали от браконьерства промышленников и китобоев в 18-19 веке. Леса были полностью уничтожены, а зверь выбит.
В наши дни экосистема Шантар успешно восстанавливается. Леса приобрели почти первозданный вид, и сегодня лишь едва заметные следы горельников напоминают о печальной истории освоения островов.
Петр! Спасибо за поездку! Что касается нами увиденного,самого маршрута, то все очень неплохо. Прекрасная природа. Мы посмотрели много китов, тюленей, медведя! Прочувствовали холодное Охотское море, путешествуя от стоянки до стоянки на катере. Все здорово! Это был настоящий поход, как я люблю. Наши непосредственные гиды( Андрей, Георгий и Александр) очень хорошие люди. Так что в целом у меня хорошее впечатление о поездке, частица хабаровского края осталась у меня в душе. Но отдельные детали надо учесть обязательно и в описании программы нужно отмечать большую вероятность изменений в программе по объективным причинам- например, погода, трудности при заброске( вертолёт, плохие автодороги). Думаю, все эти ошибки легко исправить, чтобы люди продолжали ездить в такие прекрасные уголки нашей страны.